Инновационная деятельность

Районная творческая инновационная площадка (РТИП)

по теме: Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений района по обеспечению преемственности здоровьесозидающей направленности на основе инновационных форм работы.

Участники: Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга;  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Руководители ОО: Михайлова Елена Васильевна, директор ГБОУ лицей № 265; Акопян Инна Александровна, заведующий ГБДОУ № 47; Родина Елена Альфредовна, к.п.н., заведующий ГБДОУ № 81.

Научный руководитель: Нечепуренко Вера Валентиновна, к.п.н., методист ГБОУ № 47

Ответственные исполнители: Иванова Мария Владимировна, зам. директора  по УВР ГБОУ лицей № 265; Родина Елена Альфредовна, к.п.н., заведующая ГБДОУ № 81.

Срок реализации: 2019-2020 гг.

Документы, регламентирующие работу РТИП:

 


 

Сетевое взаимодействие

 

Что такое «сетевое взаимодействие?»

Словосочетание «сетевое взаимодействие» наиболее распространённым в образовательной сфере стало в последние десятилетия.

Что же это такое? Обзор ряда публикаций позволил ответить на этот вопрос.

Сетевое взаимодействие — это «взаимодействие, в котором школы осуществляют какую-то совместную деятельность, создают и реализуют какие-то совместные проекты, т.е. когда между школами происходит не чисто информационный, но деятельностный контакт, в результате которого формируется некое новое системное качество.

Это такой контакт, в котором каждый участник взаимодействия предъявляет некий индивидуальный субъектный ресурс, и из взаимодействия этих ресурсов рождается некоторое новое системное качество, которого в принципе не существовало до момента этого взаимодействия».2

На каких принципах основывается сетевое взаимодействие?

При осуществлении сетевого взаимодействия не­обходимо в обязательном порядке учитывать следующие принципы:

  • добровольность;
  • конгруэнтность (согласованность действий);
  • взаимная выгода (всесторонняя «полезность»);
  • коллегиальность принятия решений;
  • структурирование деятельности и разделение обязанностей:
  • солидарная ответственность;
  • обратная связь

Какова структура модели сетевого взаимодействия?

В обобщённом виде структура модели сетевого взаимодействия выглядит следующим образом:

«Блок 1. Установочно-методологический. В нём прописываются цели и задачи сетевого взаимодействия, его субъекты, функции.

Блок 2. Деятельностный. В него входит перечисление этапов реализации модели; определение направления работы (например, здоровый образ жизни и профилактика зависимостей, работа с родителями, работа с детьми); перечисление механизмов реализации модели (форм, методов, средств, технологий); описание условий и возможных рисков.

Блок 3. Оценочно-результативный. Должен содержать перечень критериев оценки эффективности в области социализации обучающихся».1

Источники:

  1. Леван Т.Н. «Сетевое взаимодействие образовательных организаций по вопросам формирования у обучающихся культуры здоровья: теоретико-методологический аспект профессиональной подготовки педагогических кадров».
  2. Лобок А.М. «Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название?» — Интернет-ресурс «Директория».

Публикации по теме «Сетевое взаимодействие»:

Сетевое взаимодействие в образовании

Типы и формы сетевого взаимодействия в образовании

Сетевое взаимодействие новый формат или модное название

 


 

Здоровьесозидающая направленность

 

В соответствии с требованиями Стандарта в лицее реализуется  «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  «Расти здоровым», целью которой является  формирование опыта здорового образа жизни школьников как основы для их развития.

Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся лицея;
  • популяризация здорового образа жизни среди детей через урочную, внеурочную деятельность и работу с родителями.

Решение последней из списка задачи является для нас наиболее значимой, так как в неё входит  ряд актуальных для нашего лицея вопросов: организация двигательной активности младших школьников, психо-эмоциональное благополучие  учеников, умеренное использование гаджетов учащимися начальной школы.

Есть и ещё один аспект. К нам приходят в 1 класс дети, основная масса которых посещала дошкольные учреждения. Несмотря на преемственность наших ООП, в каждом учреждении свой уклад, свои особенности. Тревожатся дети, тревожатся родители. Снять эту тревожность также стало нашей задачей.

Как же решить все эти вопросы? Один из вариантов – проектная деятельность обучающихся и взаимодействие школы и детского сада.


 

Инновационный проект

 

 

План работы школьной творческой группы

Направления работы Конкретные события Сроки и ответственный
Организация двигательной активности

 

Для детей:

— Сборник физминуток (текстовый и видео) – проект 2 а класса

 

Кулагина Т.М.

декабрь-февраль

— Выпуск общего сборника подвижных игр и обучение им друг друга – лицейская часть – проект 3 в класса  

Киселёва Л.А.

декабрь-февраль

— Комплексы утренней гимнастики – проект 2 г класс Батькова Н.А.

декабрь-февраль

Психо-эмоциональное благополучие (адаптация 1-классников) Для детей:

— «Поиграем в школу» — уроки для воспитанников детского сада в школе;

—  экскурсия по школе

 

Иванова М.В., учителя 4 классов

март-апрель-май

Для родителей:

— цикл видеолекций (от логопеда, психолога, врача-педиатра, социального педагога)

Блосфельдт Е.Н.

Василишина О.В.

Морозова К.В.

Курзнер Н.В.

Кузнецов А.А. (технический специалист)

февраль

— видеофильм  с фрагментами уроков «Добро пожаловать в лицей» (Иванова, Кузнецов); Иванова М.В., Кузнецов А.А.

февраль

— День открытых дверей

 

Иванова М.В.

октябрь, ноябрь

Для педагогов:

— Открытые уроки в школе по теме «Элементы здоровьесбережения на уроках в начальных классах» — 1б, 1 в класс;

 

Сальникова Ю.Н., Станиславенко И.В.

— совместные с ДОУ заседания и семинары по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях ОУ» От лицея: Иванова М.В.

Василишина О.В.

Блосфельдт Е.Н.

Гаджеты: польза или вред?

 

Для детей:

— проект «Настольные игры вместо гаджетов» — проект 3г класса

 Макарова Н.Н.

декабрь-февраль

 

 

— Фестиваль игр (совместное мероприятие)

от лицея: Иванова М.В.

май

 


 

Реализованные мероприятия

 

  1. Семинар «Инновационные формы работы сетевого взаимодействия образовательных организаций по обеспечению преемственности здоровьесозидающей направленности» — 23 октября 2019:

 

  1. Открытые уроки в 1 классах для воспитателей детских садов по теме «Факторы здоровьесбережения на уроках в начальных классах» — 27 ноября 2019:

  • Обратная связь

«Благодарим Вас и учителей лицея за открытые уроки. Воспитатели, посетившие уроки, отметили высокое качество образовательной работы, достижения детей, выраженные в произвольном поведении, готовности участвовать в учебной деятельности, интересе к учебному содержанию. Несомненно, что данное мероприятие внесло вклад в наше общее дело — образование подрастающего поколения». – ГБДОУ детский сад №59

 

  1. Семинар «Формирование инновационной культуры педагогов ОО в условиях реализации проекта РТИП» — 11 декабря 2019 года