Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в условиях неопределённости. Ее можно определить как «повседневную мудрость». К ней относятся способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение нестандартной ситуации.
Функциональная грамотность − способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая. Кроме того, выделяют направления: глобальные компетенции, креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем? |
Мероприятия
НЕДЕЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В период с 16 марта по 23 марта 2023 года в лицее проводилась Неделя функциональной грамотности. В рамках Недели проводились викторины, квесты, мини-форумы и другие мероприятия для учащихся начальной и средней школы. Всего в мероприятиях участвовало 530 обучающихся: 3 классы -110 человек; 4 классы – 89 человек; 5 классы – 111 человек; 6,7 классы – 220 человек.
- Викторина Путешествие по дорогам Крыма
- ДОРОГАМИ КРЫМА Интеллектуальный марафон по ФГ 4 класс
- Игра по финансовой грамотности
- Квест игра по финансовой грамотности
- Проектная задача «конструирование детской площадки»
- Финансовые ребусы
- Экономический мини-форум
Нормативная база
Федеральные документы
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
Региональные документы
- Распоряжение КО СПб № 2920-р от 22.10.21 “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга па 2021/2022 учебный год”.
- Распоряжение КО СПб № 2598-р от 15.09.21 “Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год”.
- Распоряжение КО СПб № 3197-р от 01.12.21 “О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р”.
- Письмо КО СПб от 13.01.22 о проведении Единого дня функциональной грамотности в Санкт-Петербурге.
- Письмо КО СПб от 25.11.21 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”.
- Письмо КО СПб от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо КО СПб от 10.12.21 о Чемпионате по финансовой грамотности
- Письмо КО от 22.03.22 об обеспечении проведения второго этапа внедрения электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов
- План по ФГ на 2022-2023 уч.год
Банки заданий по функциональной грамотности
- Министерство просвещения РФ: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- ФИПИ: Открытый банкзаданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
- ФИОКО: Открытые задания PISA
- Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Банк заданий
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Единое содержание общего образования
- АППО СПб: Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
- АППО СПб: Семинардля руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
- АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
– Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
– Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению - Формирование функциональнои? грамотности школьников.
- Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемыи? результат обучения младших школьников
- Материалы лекций и мастер-классовпо формированию функциональной грамотности
Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11
Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)
Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель 3.0
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
Методические материалы по функциональной грамотности
- Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»
- Социально-образовательный проект по повышению финансовой грамотности населения
- Читательская грамотность: как устроен умный текст (16.02.2022)
- Методика формирования структурных компонентов математической грамотности (09.02.2022)
- Естественно-научная грамотность: путь к успеху (26.01.2022)
- Читательская грамотность: от узкопредметной замкнутости к межпредметной коллаборации (19.01.2022)
- Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (22.12.2021)
- Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации». Ссылка
- Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. Ссылка
- Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». Ссылка
- Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». Ссылка
- Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». Ссылка
- Функциональная грамотность. Готовимся к PISA-2022. Глобальные компетенции и математическая грамотность (вебинар 03.02.2022)
- Финансовая грамотность в основной школе: решаем задачи, учимся оценивать (вебинар 13.01.2022)
- Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
- Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
- Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021
- Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)
- О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны
- Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)
- Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?
- Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС
- Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
- Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования
- Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)
- Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников
- Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)
- Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом
- Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)
- Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)
- Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)
- Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»
- Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»
- Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»
- Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)
- Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения»(октябрь 2019г.)
- Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)
- Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире
- Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
- Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла
- Как эффективно управлять учебным процессом
- Цифровые джунгли
- Как научиться учиться
- Социально-эмоциональное развитие детей
- Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)
- КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики
- Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности
- Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
- Функциональная грамотность младшего школьника
- Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов
- Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности
- ИКТ-компетентность
- Глобальные компетентности
- Креативное мышление
- Речевое развитие
- Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе
- НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)
- Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
- Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика
- Российская электронная школа
- Министерство просвещения РФ: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- ФИПИ: Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
- ФИОКО: Открытые задания PISA
- Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Банк заданий
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Единое содержание общего образования
- АППО СПб: Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
- АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
- АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению - Формирование функциональнои? грамотности школьников.
- Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемыи? результат обучения младших школьников
- Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности
- Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11
- Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий
- Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)
- Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО