Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в условиях неопределённости. Ее можно определить как «повседневную мудрость». К ней относятся способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение нестандартной ситуации.

Функциональная грамотность   способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая. Кроме того, выделяют направления: глобальные компетенции, креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем?

 

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся ГБОУ лицея № 265  на 2023/24 учебный год

 

Мероприятия

НЕДЕЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В период с 16 марта по 23 марта 2023 года в лицее проводилась Неделя функциональной грамотности. В рамках Недели проводились викторины, квесты, мини-форумы и другие мероприятия для учащихся начальной и средней школы. Всего в мероприятиях участвовало 530 обучающихся: 3 классы -110 человек; 4 классы – 89 человек; 5 классы – 111 человек; 6,7 классы – 220 человек.

 

Нормативная база

Федеральные документы

  • Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
    № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

Региональные документы

  • Распоряжение КО СПб № 2920-р от 22.10.21 “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга па 2021/2022 учебный год”.
  • Распоряжение КО СПб № 2598-р от 15.09.21 “Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год”.
  • Распоряжение КО СПб № 3197-р от 01.12.21 “О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р”.
  • Письмо КО СПб от 13.01.22 о проведении Единого дня функциональной грамотности в Санкт-Петербурге.
  • Письмо КО СПб от 25.11.21 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”.
  • Письмо КО СПб от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
  • Письмо КО СПб от 10.12.21 о Чемпионате по финансовой грамотности
  • Письмо КО от 22.03.22 об обеспечении проведения второго этапа внедрения электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов
  • План по ФГ на 2022-2023 уч.год 

 

Банки заданий по функциональной грамотности

Российская электронная школа

Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11

Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)

Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

 

Методические материалы по функциональной грамотности